Языки

 
 

Слэп усложненный | Урок 4

В этом номере мы продолжаем знакомство со Слэпом и его фишками, и теперь пойдем глубже, узнавая что-то новое.

В нашем сегодняшнем уроке мы остановимся на игре слэпом по одной струне; поговорим о трехпальцевой технике игры, в которой используется большой палец – его мы обозначили Т; указательный – его обозначим , а средний палец – он у нас будет . Остальные обозначения останутся такие же, как и в предыдущем номере.

Слэп прием ноты

Здесь для вас будут прим еры и упражнения, помогающие освоить эти технические приемы и навыки, а также несколько риффов, в основу которых положен материал прошлого урока, где мы говорили о «мертвых» нотах, и нынешнего.

Основной сложностью игры слэпа по одной струне является попадание большого пальца и подцепа (средним либо указательным пальцем), а также ровность динамики между ними. Особенно это неудобно делать на струнах D, A и E. Для того, чтобы вы добились результата, нужна тренировка и время. Итак, начнем.

Раздел 1.

Первое упражнение именно на освоение этого приема. Будем играть по четыре звука на одной струне, опускаясь и поднимаясь по квартам:

Пример 1.

Затем играем тоже самое, но по два звука на струне:

Пример 2.

Теперь разнообразим упражнение, пойдем по квартам вниз и вверх с шагом с большую секунду, т.е. через лад. Начнем с Ab (ля-бемоль) на 1 ладу струны G и будем опускаться по квартам вниз и т.д.

Пример 3.

Следите за тем, чтоб звуки получались одинаковые и динамически ровные. обязательно проработайте медленно под метроном, затем увеличивайте темп. Вскоре вы заметите, что ваши пальцы привыкают к такой постановке, т.е. «находят свое место».

Следующий пример с участием среднего пальца , будет в трехдольном ритме.

Пример 4.

Следующее упражнение отображается аналогично, как показано в примере 3.

Пример 5.

Подготавливая этот раздел, я хочу вам предложить интересную разминку – вертушку, овладев которой вы расширите свой технический арсенал и сможете сами составлять подобные упражнения и фразы. Овладение её затрудняется тому, у кого расстояние между струнами меньше, чем стандартное (как на Jazz Bass), но вы все-таки попробуйте!

Еще хочу добавить одно замечание: при игре всех упражнений, особенно следующего, следите за тем, чтобы ваши подцепляющие пальцы не проваливались внутрь струн – это будет мешать вам, вы будете задевать соседние струны и тормозить движение. Найдите удобное положение правой руки и, особенно, кисти.

Пример 6.

Раздел 2.

В этом разделе мы поговорим о трехпальцевой технике, которая «по-заморски» звучит как «Double-plucking», но в нашей ситуации мы назовём ее просто: трехпальцевый слэп.

Реё Рандьё (Ray Randeau) - блестящий мастер этого приёма. Он умудрился развить его до экстремальных высот, записывая сольные пластинки, в которых очень часто присутствуют сложные размеры и довольно рваные ритмы. Тот, кто ег слушал, поймет, о чем я говорю. Те, кто не успел еще это сделать – сделайте, получите удовольствие (как будто ушат холодной воды сверху в мороз -20°). Если говорить серьёзно, то эта техника, конечно же, не нова, и одним из первых её приверженцев, с кем вы могли познакомиться на страницах журнала «Music Box», а также по видеошколам и альбомам – это Стюарт Хэм (Stuart Humm). В предыдущих номерах журнала «Music Box» очень хорошо выписаны примеры его игры Сергеем Хлебниковым.

Сейчас я бы хотел вам предложить свои упражнения и риффы, помогающие в освоении данной техники. Они могут стать основой для создания вами своих линий и пополнить ваш арсенал.

В первом разделе мы уже познакомились с подготовительными упражнениями, поэтому технически вы уже более оснащены.

Итак, кладем кисть в районе 4-го пальца на VII лад, не прижимая к грифу и играем только глухими звуками.

Пример 7.

Пример 8.

Пример 9.

Теперь 1-м пальцем левой руки возьмем баре над V-ым ладом и будем играть как бы медитативные фразы.

Пример 10.

Пример 11. Здесь начнем с подцепа:

Пример 12. Теперь триолями:

Требования к этим упражнениям такие же. Играйте их сначала медленно под метроном, потом постепенно увеличивайте темп. У вас должно быть комфортное состояние при их исполнении. Такая комбинация нот при игре флажолетами даёт особое звучание и настроение.

Пример 13.

Пример 14.

Эти упражнения хороши для развития и пальцев правой руки, а так же полезны для координации всех трёх пальцев между собой: Т, и .

Раздел 3.

В этом разделе будут примеры, которые можно использовать как готовые риффы и как сольные куски; в них уже есть музыкальный материал. Когда вы поупражняетесь то сами сможете придумывать и записывать свои рисунки.

Первый рисунок больше похож на сольный отрывок, он основывается на трехпальцевом слэпе. Здесь мы встретим игру через открытые струны A и E, а также аккордовую технику. Выполнен он в виде джазовой вертушки.

Пример 15.

Основная сложность этого примера заключается в чистом исполнении хаммер-он через открытую струну, т.к. происходит частая смена гармонии; также сложность может быть с тянущихся нотах, которые приходятся на 2-ю и 4ю группу триолей. Сначала зависает первая нота из затакта, затем вторая и только после того как прозвучала третья, мы можем услышать полный аккорд. Поиграйте эту секвенцию медленно, чтобы все звуки были сочные и ясные, получите удовольствие от переливов аккордов.

Следующий отрывок уже посложнее, он требует большей подготовки и координации рук и пальцев. Это более сольный рифф, основанный на материале прошлого урока и нынешнего. Очень важно добиваться в таких рисунках четкого внутритактового грува.

Пример 16.

Конечно, здесь есть ряд сложностей, но, думаю, вы с ними справитесь самостоятельно, тем более, что все нужные обозначения расставлены.

Ну а для самых пытливых и неугомонных, еще один отрывок. Этот рифф так же включает материал сегодняшнего и прошлого уроков, он довольно сложный и, чтобы сыграть его, необходимо какое-то время, чтобы всё село в пальцы и, самое главное, не спешить.

Пример 17.

Включайте метроном только после того, как освоитесь с текстом.

Думаю, что после этого занятия вы еще дальше продвинулись в освоении слэпа. Не расстраивайтесь, если у вас сразу всё не получается, играйте медленно, по частям, вы всегда сможете вернуться к этому материалу. Главное подойти к делу творчески, с интересом. Концентрируйте ваше внимание на том, над чем в данный момент работаете, не торопите события, и всё у вас получится.

Желаю удачи!

Основные обозначения, за несколькими добавлениями, остались такими же, как в прошлом уроке:

H – Хаммер (hammer-on);

P – под нотой - подцеп (правой рукой);

* - подцеп указательным пальцем (правой руки);

- подцеп средним пальцем (правой руки);

P – под лигой – пул-офф (pool-off);

L – звук, взятый без участия правой руки (в основном – мертвые ноты);

о – открытая струна;

1,2,3,4 – пальцы левой руки;

Римские цифры (I, II , VII и т.д.) – обозначают лад, на котором извлекается звук;

G, D, A, E - Струны, на которых извлекатеся звук;

х – Мертвая нота;